Два типа ниши: жёсткая и мягкая

Какие бывают ниши?

Существуют два типа ниши: жёсткая и мягкая.
Это не я придумал. Это придумал Эбен Паган. В одном из ранних своих тренингов он почему-то разделил ниши на hard and soft.

Что такое жёсткая ниша?

Жёсткие — это те ниши, где рынок уже достаточно сильно сформирован. И идет борьба за место под солнцем. Там очень хорошо работает узкое нишевание.

Жёсткие ниши — это заработок, психология, продажи, тайм-менеджмент, изучение языка. То есть довольно большие рынки.

На этих рынках люди привыкли платить деньги. И платить их заставлять не надо. Если они знают, что им нужен английский язык, — значит платят.

Если они хотят заработать — платят. Если они хотят личностно подрасти — платят.

В этих темах — огромное количество компаний, людей, сообществ.

И все они пытаются что-то продать.

Соответственно, когда вы приходите, этот рынок вас просто так не принимает. Он жёсткий.

Есть какие-то свои уже сформировавшиеся правила, свои бренды, свои личности, свои товары. И вам на этом рынке нужно как-то выделиться, что-то показать.

Там хорошо работает именно узкое нишевание — с одной стороны.

С другой стороны — очень хорошо работает, если вы действительно являетесь классным специалистом.

Тогда вы делаете такое классное предложение, от которого рынок просто не в состоянии отказаться.

К примеру, вы приходите и говорите: «У меня можно купить iPhone за 5 тысяч рублей!».

И люди начинают у вас покупать. Или наоборот: «У меня можно купить iPhone за 500 тысяч рублей. Но весь в золоте и бриллиантах!». И тогда люди тоже начинают покупать.

Нужно как-то выделяться. Потому что если вы будете одним из сотен или тысяч клонов — будет очень сложно раскрутиться.

Что такое мягкая ниша?​

Мягкие — скорее, более авторские. Спрос в них, в принципе, ещё не настолько сильно удовлетворен, как в жёстких нишах. Но потенциальная аудитория суммарно меньше. И конкуренция меньше.

Мягкие ниши — это пение, вязание, фотография, рыбалка, разведение собачек и т. п.

Понятно, что в теме «Как научиться петь?» мало клиентов, готовых платить. Многие хотят уметь петь. Но лишь единицы готовы за это платить и действительно обучаться пению.

Это не тот рынок, где люди привыкли покупать именно эти услуги. Люди, скорее, привыкли покупать обучение языкам, но не обучение пению.

В этом и минус — рынок ограничен.

С другой стороны — конкуренция не такая большая. То есть не так много школ, не так много компаний, которые предлагают обучить пению. И вы можете стать одной из этих компаний.

Поделюсь собственным опытом. Не так давно в теме вязания я делал турбозапуск. И прошло всё просто отлично! А ведь тема — достаточно мягкая.

Также я тестировал и нишу журналистики. Вообще считаю, что тема журналистики — жесткая. Но вот именно в глянцевой журналистике — а я брал именно этот сегмент рынка — предложений не так много.

В целом, тема журналистики — достаточно раскрученная. Быть журналистом сегодня модно. Зарабатывать на этом можно хорошо. Особенно, если пишешь для интернет-изданий. Особенно, если пишешь массово.

Сегодня спрос на хороших журналистов — большой. Потому что огромное количество непрофессионалов. А именно качественных материалов мало! И, в принципе, есть курсы журналистики. Есть институты, где учат журналистов.

Вот я и делал турбозапуск как раз в этой теме. И была у одной девушки база около 1 000 человек.

Продаж вышло — почти на 150 тысяч рублей. Причем это был уже 5-й тренинг — для этой же базы — в этом году. То есть видно, что за год эта база покупает, покупает, покупает одно и то же.

Потому что люди привыкли платить за подобные знания: «Как научиться зарабатывать на глянцевой журналистике?».

С другой стороны, брал тему вязания. Там была база около 18-ти тысяч. То есть в 18 раз больше. Продажи вышли на 450 тысяч. В 3 раза больше денег. А база — в 18 раз была больше.

То есть, очевидно: в мягких нишах конверсия меньше. Заметно меньше.

Разница между мягкими и жёсткими нишами в этом и заключается.

Вы входите в жёсткую нишу — там однозначно уже есть сформировавшийся рынок, люди привыкли покупать. Но вы сталкиваетесь сразу же с огромной конкуренцией, и вам нужно придумывать какое-то классное предложение, которого еще нет для этой аудитории.

В мягких нишах всё немножко по-другому. Рынок там есть, но не такой сформировавшийся. Людям интересно, людям здорово, но покупать информацию они пока еще не готовы.

То есть здесь два варианта.

Либо вы их приучаете к тому, что будете эту информацию им продавать, что эту информацию нужно покупать.

Либо просто довольствуетесь тем, что есть.

Поэтому сами выбирайте, какой тип ниши вам больше по душе.

В мягких типах ниш можно особо сильно не нишеваться. Можно просто прийти, сказать: «Я обучаю пению!». И всё.

То есть не нужно говорить: «Я обучаю джазовому пению» или «Я обучаю оперному пению». Вы можете просто объявить: «Я обучаю пению!». И у вас уже будут клиенты. Поскольку там нет каких-то четких сформировавшихся аудиторий.

Но обратите внимание: есть такой момент в мягких нишах, что у людей может просто не быть денег, чтобы заплатить за то, что вы предлагаете. Особенно, если вы что-то дорогое продаете.

Причем в жестких нишах существуют несколько уровней аудиторий. Есть аудитории, которые покупают дешевое. Есть — которые среднее. Есть — которые дорогое.

И там можно нишеваться по ценам. Либо просто сделать несколько категорий продуктов: вот для новичков — дешевое, вот среднее — для более продвинутых, вот для самых топовых — самое дорогое.

В мягких нишах обычно такой подход не работает. Или работает очень слабо. Там мало таких ярко выраженных категорий.

Какую нишу выбираете Вы? Напишите ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 комментариев

  1. Ой, давненько не заглядывала, не получалось как-то, дизайн поменялся)))
    Ранее работала в оффлайне только.
    Свой первый сайт делаю как просто стартовую площадку, где можно всё опробовать, всё понять, в основном технические вопросы (но по большому счету думаю что, в серьёзных проектах в дальнейшем надо их отдавать спецам, а не самой заниматься).
    Для себя выбрала направление в одной из жестких ниш.
    ПРОБЛЕМА одна, но очень существенная. у меня очень жесткая система ведения семинаров и общения в коуче (не в жизни, именно как коуча, я приверженец теории «ЗОЛОТОГО ПИНКА») эдакая — СОЛДАТ ЖДЕЙН. своя аудитория конечно была, и стиль изложения многим нравился.
    Но вижу в инфобизнесе такая тенденция — мужчины могут быть жесткими, а женщинам ни-ни. Ни каких выражений, ни каких пинков в сторону аудитории. Да и если буду вести тренинг личностного роста или эффективности (по профессии я психолог) то некоторые клиенты могут уйти, особенно мужчины — субъективно им будет казаться что будет ниже их достоинства — подчиниться женщине, пусть даже и в тренинге. Что делать, не знаю… Подскажите.

  2. В жесткой нише весь рынок уже разделен.
    1 место — 50%
    2 место — 35%
    3 место — 15%
    4 место — почти ничего

    1. @yuri:

      любую ситуацию можно поменять. Те кто захочет по настоящему, за 3-5 лет может поменять расклады в нишах (в любых) было бы ОГРОМНОЕ желание + УПОРСТВО

  3. Да, это действительно так, я начинал с «очень мягкой» ниши, вязание крючком (у меня бабушка хорошо вязала и я передавал её опыт), конверсии практически никакой, да и правда опыта тоже не было практически никакого)))

  4. Павел Мусалов:

    Не могу больше молчать! Мавроди велел заткнуться, но у меня долги растут с каждым часом. Прилива новых членов в МММ-2012 уже нет, и выплачивать долги нечем. Я выставил квартиру на продажу, но боюсь, не хватит. Что дальше делать — не знаю! Люди, спасите!

  5. Мне кажется, меньше надо рассуждать о том каким бизнесом заниматься и какую нишу занимать жёсткую, мягкую или твердую и т.д. Важно найти путь по душе и следовать им. Если это дорога ваша и она по сердцу, в конечном итоге придёт успех.

    1. Вот только конечный итог этот может наступить лет через 50 ))))
      Если кого это устраивает, вперед и с песнями 🙂

  6. Николай:

    Вот и у меня мягкая ниша. Сказал учу водить и не надо удивлять))