11 причин почему нужно создавать ниши
Когда вы входите в какую-либо нишу или сами ее создаете — обычно получаете хорошую маржу, прибыль. То есть вы можете ставить наценку или цену такую, какую сами скажете.
Если вы специалист в чем-либо, профессионал своего дела и добились того, что ваше имя ассоциируется с вашими услугами, и наоборот, — то смело можете брать на порядок больше денег, чем берут в среднем по рынку.
Приведу пример, чтобы стало понятнее.
Предположим, вам нужен сайт. Его можно заказать в «Студии Артемия Лебедева», но обойдется это вам в 80 тысяч евро. И это минимум! За эту сумму вам сделают самый простенький сайт.
А если вы зайдете на free-lance.ru, то за 80 тысяч евро многие фрилансеры будут готовы буквально на всё, чтобы получить ваш заказ, и примут все ваши условия. Сделают в итоге вам прекрасный сайт, с отличным дизайном, с хорошим программированием и так далее. Захотите, чтобы они вам при этом еще и станцевали, — станцуют.
При этом фрилансеры работают не хуже, чем «Студия Артемия Лебедева». Но их имена не ассоциируются с дизайном. Как правило, они не могут выбирать клиентов, не могут ставить свои условия.
По сути, чем и хорошо нишевание? Тем, что не вы начинаете бегать за клиентами, а клиенты начинают бегать за вами.
Итак, я подошел к главному.
11 причин: почему необходимо создать нишу?
1. У вас будет своя специализация, а значит — хорошая маржа.
Многие бизнес-тренеры сталкивались в свое время с непростым выбором. С одной стороны, можно было предлагать услуги по увеличению продаж, переговорам, управлению персоналом, рекламе, маркетингу. В общем, предлагать абсолютно всё. Казалось, это проще. Но особой прибыли не было.
С другой стороны, те бизнес-тренеры, которые изначально специализировались на чем-то, — со временем стали сами назначать цены за свои услуги. Соответственно, прибыль была.
Типичный пример — мой друг Алекс Левитас. Он специализируется на малобюджетных способах продвижения услуг в компаниях. И в другие ниши не лезет. И как-то так получается, что, когда заходит речь о том, как малому бизнесу построить систему продаж, — все почему-то начинают вспоминать Левитаса. Хотя то, что он дает, — может рассказать любой вменяемый маркетолог, который просто почитал книги по партизанскому маркетингу.
Вам будет обеспечена хорошая маржа, если вы начнете на чем-то специализироваться.
2. Вы будете четко представлять себе потенциального клиента.
Если вы четко будете понимать, кто ваши клиенты, вы сможете говорить с ними на одном языке. Это очень большой плюс.
Нужно понимать, что, например, владельцы дорогих автомобилей и владельцы дешевых автомобилей — это разные люди. К ним нужен различный подход. С ними нужно на разном языке разговаривать.
Но если вы попытаетесь угодить всем и добежать до каждого — это, естественно, будет вам же в минус. Вы постоянно будете разрываться.
3. Вы сможете научиться четко себя позиционировать.
К примеру, вы работаете в определенном ценовом сегменте: продаете только дорогие, только vip-товары. Условно говоря, предлагаете iPhone, инкрустированный бриллиантами.
Или наоборот — дешевый iPhone, без каких-нибудь дополнительных функций.
Так или иначе — выбор за вами.
4. Вы перестанете бояться конкурентов.
Обычно, когда вы только начинаете создавать свою нишу, начинаете специализироваться — вы замечаете, что конкуренты пытаются охватить весь рынок. Естественно, у них это занимает гораздо больше сил, энергии, финансов.
А вы все деньги вкладываете в какое-то одно направление и его продвигаете. То есть, по сути, получается, что у вас есть некий бюджет на продвижение. И вы его вкладываете только в то, чем занимаетесь. Вы не пытаетесь схватиться за всё. На фоне конкурентов вы смотритесь даже выигрышнее.
Тут существует такая возможность — партнерство с конкурентами.
У вас есть четкая специализация, четкая ниша. В вашей нише с вами конкурировать бесполезно. Все это понимают. В этом случае вы просто идете и договариваетесь с кем-либо, с людьми, у которых есть похожие бизнесы, похожего направления. Это называется взаимовыгодным сотрудничеством.
5. Ваша аудитория будет вам предана.
Я наблюдаю за различными бизнесами. Например, являюсь членом клуба «Фольксваген», так как езжу на автомобиле именно этой марки. Когда я посещаю форумы этих клубов, то замечаю, что есть компании, которые специализируются исключительно на автомобилях «Фольксваген».
Есть несколько веток на форуме, посвященных техобслуживанию и ремонту. Различные компании предлагают свои услуги. Обычно эти объявления платные. Компании открывают свои темы и начинают себя рекламировать. И вот на форумах обычно 2—3 компании пишут: «Работаем только с автомобилями „Фольксваген“!». И, как правило, в тех темах, которые открыты этими компаниями, наибольшее количество комментариев. У них там есть специальные клубные карты, скидки.
Владельцы «Фольксвагенов» автоматически начинают больше доверять именно таким объявлениям. Я тоже доверю обслуживание своей машины только компании, которая специализируется именно на «Фольксвагенах», а не той компании, которая специализируется на всем.
То есть преданность вашей аудитории будет гораздо выше, если четко знать свою специализацию. Люди будут стараться работать с вами до тех пор, пока им самим интересна определенная тема. И перескакивать куда-то, естественно, не станут.
6. Вы сможете создать вокруг себя сообщество.
Если привести в пример любую крупную компанию, то станет понятно, что вокруг нее постоянно собираются некие сообщества. То же самое вы можете сделать и у себя самостоятельно.
Например, у меня есть блог, своя E-mail-рассылка, Твиттер, странички в Facebook`е и ВКонтакте. И люди постоянно на них подписываются, постоянно за ними следят, комментируют. То есть фактически формируется такое сообщество.
Хотя я не считаю себя специалистом по формированию сообществ. Есть в Рунете люди гораздо более в этом продвинутые. Но, тем не менее, даже когда я этим не занимаюсь — я вижу, что есть определенная часть людей, которая формируется вокруг меня. Не меня как человека, а меня как эксперта.
Люди сами формируют сообщество. Они постоянно комментируют что-то. Они постоянно приходят, они периодически покупают. Они, в общем, становятся для вас бесплатными проводниками. Очень многие начинают участвовать в ваших конкурсах, рекламируют вас. Если кто-то о вас сказал гадость — начинают вас оправдывать.
Я сам это замечаю: во-первых, это очень приятно, а во-вторых, очень полезно.
7. Вы сможете создать себе статус эксперта.
Подобное больше касается инфобизнеса. Хотя в теме услуг это тоже можно применять.
Стать экспертом по какой-либо узкой теме проще, чем экспертом «всё обо всём».
Понятно, например, что стать экспертом по ораторскому искусству в России — сложно (я не говорю сейчас про Запад). Но «Ораторское искусство для руководителей» — уже звучит немного по-другому. Руководители, начальники каких-либо компаний, топ-менеджеры будут приходить к вам. А «Ораторское искусство для мотивационных речей» — это будет уже другое. Соответственно, в такой нише стать неким экспертом гораздо проще.
Найти подобную нишу особенно хорошо, потому что если вы входите в рынок, который уже раскручен, могут возникнуть сложности.
Типичный рынок — это бизнес-консультации. Сегодня бизнес-консультантов очень много. Все кому ни лень пошли в бизнес-консультанты. И называться бизнес-консультантом уже как-то не очень хорошо.
Поэтому и бизнес-консультанты начинают сужать свои ниши. Я недавно заметил, что есть бизнес-консультанты для стоматологов. Или бизнес-консультанты для СТО и автомастерских. В таком случае войти в тему проще.
8. Вы сможете работать в нишевых партнерских программах.
Много слов тут не нужно. И так понятно, что работа с парнерками — это всегда хорошая прибыль.
9. У вас будет возможность выйти в соседние ниши.
Знаю человека — Радислава Гандапаса, — перешедшего из темы ораторского искусства в тему лидерства.
Когда вы закрепились в какой-то нише, в одной теме, можете идти завоевывать другие, соседние. Точно таким же способом. Берете одну нишу, потом другую, потом третью. Так вы расширяете сферу своего влияния.
10. У вас будет хорошая конверсия продаж.
Понятно, что в нишу приходят только заинтересованные люди.
Опять-таки пример с техническим обслуживанием автомобилей. И, в частности, с обслуживанием «Фольксвагена». На техническом форуме из десяти веток с предложениями — две, которые занимаются только «Фольксвагенами». И у них отдача от рекламы гораздо выше только за счет того, что люди — владельцы этой марки автомобилей — доверяют им больше, чем всем остальным.
11. Вы сможете создать личный бренд.
Тут, наверное, комментировать ничего не нужно. Потому что в своей нише вы, естественно, становитесь брендом.
Как Вы считаете, почему следует создавать себе нишу?
Сергей, ниша — это хорошо, главное не промахнуться с выбором. Это я к тому, что начинающим предпринимателям наверное не стоит слишком сужать специализацию, клиентов на начальном этапе и так немного, а при слишком узкой специализации много денег может пройти «мимо кассы».
В общем согласен со всем вышеизложенным, главное нишу создавать, не в первые месяц — два нового бизнеса.
Хотя, если придумать совсем не охваченную нишу…
Выбор ниши важен. Но даже в одной нише можно конкурировать. Иногда и новички создают хорошие «товары», вопрос в другом сколько времени и сил уйдет на раскрутку.
Все зависит от многих факторов.
@Дмитрий Денисов: не надо конкурировать, лучше кооперироваться.
Главное чтобы ниша была сходна с вашими интересами.
Хорошая статья, искренне, мне очень понравилось,
вы вообще частенько радуете меня вашими статьями.
с текстом с многим сложно не согласится.
от души продолжайте в том же духе.