[box type=»info»]Внимание: Этот пост не разжигает рознь по технологическому признаку :) Это пост о маркетинге.[/box] Хотите узнать каких ошибок нельзя совершать при запуске своих продуктов? Сегодня спонсором этих ошибок выступит компания Apple.

Вчера вышел в свет iPhone 5. Многие пользователи ждали от этого события чего-то революционного, но революция не свершилась.

Вообще Apple в последнее время пытается изо всех сил доказать, что эта компания ещё способна на свершения, но последние судебные вопросы с Samsung показывают, что лидер инноваций превратился в обычного патентного монстра.

Но сегодня я хочу поговорить о провале запуска iPhone 5

На мой взгляд Apple полностью провалила запуск нового коммуникатора. Конечно его продажи будут отличными и скорее всего акции Apple даже подрастут, но это эффект скорее прошлых запусков компании, а не заслуга текущего.

Но давайте по-порядку разберём в чём же прокололась Apple с запуском iPhone 5.

Первое и самое важное – отсутствие новизны

Основная проблема запуска iPhone 5 – это отсутствие wow-эффекта. Глядя на новый телефон сложно понять чем он отличается внешне от iPhone 4.

image

Чуть больше экран и немного тоньше? Это новизна? По “внутренностям”, судя по презентации, там тоже ничего особенного.

По-сути Apple в своё время сделала настолько хороший iPhone 4, что переплюнуть его возможности оказалось не так просто.

Стратегическое правило №1 любого запуска гласит

“Делая запуск, всегда думай о будущих запусках”

По-сути это значит, что делая запуск сегодня нужно думать о том, что ты можешь продать своей аудитории в последствии: через месяц, год, два.

В некотором смысле все революционные вещи страдают этой болезнью. Тот же Windows XP от Microsoft почти 10 лет не мог уйти с рынка потому что был идеален для своего времени.

Если Вы планируете какой-то запуск, то всегда думайте о будущем. Лучше “не доложить” чего-то и оставить на потом, нежели выкидывать все козыри сразу.

Да это даст крупный wow-эффект, принесёт много денег, но одновременно откроет для Вас головную боль в будущем, поскольку прыгать выше головы постоянно очень сложно.

Но это ещё не все ошибки Apple в запуске нового телефона

Стратегическое правило №2 любого запуска гласит

“Делая запуск, найди понятное сообщение для аудитории, которое приведёт к совершению нужного действия”

Говоря простым языком, человеку нужно “разжевать и положить в рот” ту идею, которую Вы стараетесь донести.

В случае с iPhone 4 (да в принципе и с прошлыми версиями) этой идеей было: “будь не таким как все”.

То есть Apple постоянно продвигал некую элитарность владения iPhone, Теперь же это сообщение куда-то исчезло.

Странно, но Apple на этот раз презентовала просто телефон. А кому нужен просто телефон от Apple? Просто телефон можно купить и у Samsung, и у HTC, и у Nokia. Apple всегда транслировало своим фанатам иной стиль жизни, а вот тут облом.

Причём скорее всего этот облом произошёл как раз из-за отсутствия революционности и креативности, на которых было построено сообщение “быть не таким как все”.

В общем ещё один сильный прокол Apple, который стратегически будет стоить компании дорого.

Следующая ошибка Apple в подогревании интереса к новому телефону.

Стратегическое правило №3 любого запуска гласит

“Делая запуск, используй разные форматы подачи информации, воздействуя разные каналы восприятия”

Эмоции – вот что важно при формировании грамотного запуска.

Раньше о любой своей новинке Apple кричала на каждом углу. Были утечки информации (вспомните “инженер Apple оставил iPhone 4 в такси” или “блоггерам дали посмотреть на iPhone 3, но запретили снимать его”), которые будоражили воображение пользователя.

Практически перед каждым запуском нового iPhone вокруг него было столько слухов и скандалов, что все только и предвкушали его появление.

В этот раз ничего подобного не было. Никаких “утечек”, никаких скандалов. Ничего!

Такое чувство, что выход iPhone 5 это просто обычное рядовое явление для компании, которое достойно максимум нескольких пресс-релизов.

Что в итоге?

Не могу сказать, что запуск у Apple был совсем провальным. Но компания сильно сдала позиции. Уверен продажи iPhone 5 будут хорошими, но при дальнейшем таком движении однополярный телефонный мир перестанет просто существовать :)

Если Вы делаете запуск, то обязательно:

  1. Держите в уме, что Вы будете делать со своими клиентами после запуска.
  2. Доносите как можно более просто информацию до Вашего клиента
  3. Используйте разные каналы и форматы донесения информации

А как Вы считаете, что самое важное в грамотном запуске продукта?