Сила ассоциаций в создании ниши
Первый вопрос, возникающий перед начинающим бизнесменом: «Как добиться успеха?!».
Вообще, конечно, вопрос правильный. На рынке продажи чего-либо (услуг, товаров и т. п.) просто-напросто не протолкнуться. Но как же быть?
Ответ: искать СВОЮ нишу!
Представим рынок в виде пирога. Пирог — вкусный. Пирог все хотят съесть и активно делят его между собой. И самые лучшие кусочки достаются самым крупным игрокам на рынке.
К примеру, автомобильная отрасль. Понятно, что крупные компании уже эту отрасль заняли, причем давно. И не только компании, продающие автомобили, но и компании-производители, и дилеры, и ремонтники, и страховые фирмы.
Что — мест нет? Занято? Как бы ни так! Практика показывает: клиентов хватает на всех, если организовывать всё грамотно.
Вот, например, некий бизнесмен (назову его условно Иван Петрович) хочет создать бизнес в автомобильном секторе. Он понимает, что перед ним два пути. Сделать автосервис для всех. Или же сделать автосервис только для автомобилей определенной марки. Первый вариант — обманчиво заманчивый. Кажется, что если для всех, то и клиентов будет больше. Однако второй — выигрышный.
Если Иван Петрович объявит, что его автосервис — только для автомобилей «Фольксваген»… Или даже еще жестче. Он объявит, что автосервис — только для легковых «Фольксвагенов». И что владельцам джипов или «Фольксвагенов Мультивенов» — просьба даже не беспокоиться, ничем Иван Петрович им помочь не сможет.
Думаете, клиентов отпугнут такие заявления? Наоборот! Как-то так получается, что люди начинают приходить. И приходить активно.
А условному Ивану Петровичу и вовсе проще. Во-первых — проще рекламироваться. Сразу идет четкая фокусировка на тех клиентах, с которыми планируется работать. Сразу понятно, что не стоит вешать рекламу везде по всему городу. Достаточно зайти в клубы и онлайн-клубы владельцев «Фольксвагенов». Найти какие-нибудь ресурсы, посвященные «Фольксвагену». И просто размещать там рекламу.
Люди будут сами рекламировать друг другу новый автосервис. Потому что когда возникнет вопрос у кого-то из коллег, друзей: «Не знаешь ли ты кого-нибудь, кто ремонтирует „Фольксвагены“?» — то сразу же вспомнят про Ивана Петровича.
Это — сила ассоциаций. Так работает у людей подсознание.
При построении персонального бизнеса всё точно так же. Главная задача — сделать так, чтобы ваше имя ассоциировалось с тем, чем вы занимаетесь. И наоборот — то, чем вы занимаетесь, должно ассоциироваться с вашим именем.
Например, продажи в интернет-магазинах. Всем известен крупнейший онлайн-магазин Ozon.ru. Но с чего всё начиналось? С продажи книг. И до сих пор наиболее прочно Ozon.ru ассоциируется именно с книгами. Когда мы подразумеваем «купить книгу в Интернете» — мы подразумеваем Ozon. И когда мы говорим Ozon — мы подразумеваем «купить книгу в Интернете».
Чувствуете связь? И это несмотря на то, что Ozon сегодня продает и электронику, и бытовую технику, и какие-то аксессуары, и т. п., и т. д. Всё равно мы не ассоциируем, к примеру, электронику, с этим магазином. Но мы четко помним: Ozon — это книги.
Вот ваша задача — сделать то же самое. Сделать так, чтобы ваше имя ассоциировалось непосредственно с вашей деятельностью, и наоборот.
Если даже не брать сферу персонального брендинга, а брать сферу услуг — и там всё точно так же устроено. Очень было бы неплохо, если бы вы ассоциировались со своими услугами, и наоборот.
Вот мы Артемия Лебедева ассоциируем с дизайном. И дизайн — хороший, грамотный, красивый дизайн — ассоциируем с Артемием Лебедевым.
В России на сегодняшний день не так много компаний — особенно региональных — и не так много людей, которые могут похвастаться узнаваемостью. И, в принципе, не так сложно войти в число таких людей и в число таких компаний, которые ассоциировались бы именно с каким-то определенным родом деятельности.
Однако большинству это не удается. Почему? Основная ошибка — попытка схватиться за всё разом.
Вернусь к примеру про автосервис. Если бы придуманный мной Иван Петрович занимался и автосервисом, и ремонтом автомобилей, и продавал бы какие-нибудь аксессуары для автомобилей — ничего бы у него не вышло. Нельзя делать всё одновременно. Ни к чему хорошему это не приводит.
Но и тут есть нюансы. Об этом поговорим в других статьях.
Почти такая же история и с блогами, если блог будет обо всем, то вероятность того что блог будет популярным равна нулю… А если он будет допустим о создании блогов, то раскрутить его это уже дело времени….
@Влад Кошман: совершенно верно 🙂
Всё и сразу одна из главных проблем малого бизнеса в России а сервиса и качества за частую не хватает даже за большие деньги…
@Кирилл: это верно, проблема в том, что до людей это не дойдёт, пока их не вытеснят те, кто это понимает.