Что такое Elevator Pitch или как презентовать себя за 30 секунд
Я не зря повесил на этот пост картинку из прекрасного советского фильма «Покровские ворота». Классик в лице Броневого произносит очень важную фразу:
«Когда выходишь на эстраду,
стремиться нужно к одному — …
всем рассказать немедля надо
кто ты, зачем и почему.»
К чему это всё?
В качестве спикера и слушателя я бываю на многих конференциях.
Всегда встречаются люди, которые выступают ярко, задорно и харизматично, а есть и те о ком думаешь «быстрее бы он свалил».
Но неизменно я сталкиваюсь с тем, что абсолютное большинство (наверное более 90% спикеров), вообще не думают о том, как их запомнят.
Причём на IT конференциях, так вообще 99% не думают о том, как себя представить, как они выглядят, как они говорят.
В последние годы подражатели Джобса решили, что в чем более неформальной атмосфере будет проходить их выступление, тем лучше. Но Джобсу не нужно было себя презентовать. Все уже знали кто он.
А вот Вася Иванов из компании «Ай-Ти рокет» никому неизвестен. Поэтому для людей всегда он воспринимается как «очередной спикер». И если он выступит хорошо, то ему повезёт и его могут запомнить, а если выступит средненько, то забудут сразу же, как только на сцене появится другой спикет.
Признаюсь… лет 10 назад я сам страдал этой проблемой. Выходил на сцену и не мог объяснить кто я. Точнее мог… но не придавал этому значения, поэтому объяснял обычно невнятно 🙂
Со временем я сделал скрипт в виде Elevator pitch (Лифтовая презентация).
Суть Elevator pitch состоит в следующем. Представьте, что Вы едете в лифте на верхний этаж высокого здания. И тут лифт останавливается, чтобы подобрать пассажиров другого этажа. В лифт заходит человек, который может быть Вам полезен.
Например Вы стартапер, а этого человека зовут Марк по фамилии Цукерберг. Ну просто представьте 🙂 А у Вас есть крутой плагин, который улучшает Facebook Messenger.
Он Вас не знает. И тут Вы понимаете, что он едет с Вами и у Вас есть секунд 20-30 пока он не доедет до своего этажа.
Вот что Вы скажете ему за эти 20-30 секунд, чтобы заинтересовать собой и своим стартапом?
Штука эта довольно тонкая, но искусство самопрезентации важно всегда и везде.
Люди навешивают на Вас ярлык. На всех ярлыки навешивают. Так устроен мозг. Например: «Вася — программист», «Петя — автослесарь», «Маша — болтунья» и т.п.
Какой ярлык повесят на Вас — зависит только от Вас. А его повесят 🙂 Просто в одном случае Вы сами подскажите какой…, а в другом случае люди придумают. И не факт, что он будет Вам полезен.
Вот Вы выступаете, а Вас запомнят как «гнусавый голос», хотя Вы вроде рассказали всё здорово. Вам это надо?
Elevator pitch штука непростая, но важная. С первого раза она редко получается доходчивой. Сделав её, расскажите 5 людям. Желательно незнакомым. Поймут-ли они о чём Вы рассказали? Зацепило-ли их это? Если нет, то на переработку и ещё один тест. И так далее, пока они не пойму, что Вы им предлагаете и как это здорово.
Подумайте, какой у Вас будет Elevator pitch сейчас. Ведь когда Вы случайно столкнётесь со своим Цукербергом… Вам будет не до того 🙂
Успехов!