Сергей Жуковский о Корпоративных блогах
Чуть более года давал журналу “Вебмаркетинг” интервью о корпоративных блогах. Сегодня случайно наткнулся на него и решил поделиться с Вами. Тем более, что я редко публично затрагиваю тему корпоративных блогов. Вот само интервью.
1) Привет, Сергей! Расскажи о себе, чем занимаешься, как давно ты в блогосфере, что интересного смог для себя там почерпнуть?
Добрый день, читатели блога webmarketing.by. На данный момент занимаюсь в сфере обучения и разработки. Начинал в 1999 году с софтовой ниши, занимался продажей софта за рубеж, созданием и раскруткой сайтов. На сегодняшний день решил, что самый верный путь – разрабатывать проекты для себя. В данный момент интересуюсь SaaS системами, как раз одна из таких систем у меня сейчас в разработке.
С блогами по меркам блогосферы познакомился достаточно давно. Первый блог завел в 2003 году на livejournal.com, в то время туда приглашали только по инвайтам. Последний мой блог (z.codeby.net) открыл в 2007 году. Сначала это был эксперимент – было интересно смогу ли я сделать блог тысячник за год, тогда еще 1000 читателей на блогах standalone практически ни у кого не было. C этого и началась моя активная работа над блогом. Спустя некоторое время мне начали звонить из различных компаний и приглашать на корпоративные семинары, на которых я имел возможность предлагать параллельно и услуги своей компании, которую позже успешно смог продать. Так я развивался в блогосфере и позже переключился на обучение. Поскольку с софтовой темой не хотелось полностью завязывать, то обратил внимание на SaaS системы.
2) Помимо большого количество знакомств и связей, что еще ты смог получить благодаря личному блогу?
Изначально у меня не было цели монетизировать блог, у меня был простой интерес, сделать 1000 подписчиков за год и я писал о том, о чем многие тогда писали. Я работал в сфере интернет-маркетинга и на эту тему мне было интереснее всего писать. Сейчас, у меня есть мысли создать второй блог, корпоративный. В личном блоге я пишу обо всем что у меня происходит, а корпоративный блог прекрасно подошел бы для более официальных постов, которые был ли бы предназначены исключительно для моих заказчиков, партнеров, тех с кем работаю и новых деловых контактов.
Мой блог, который у меня есть сейчас, немного “опопсел” и, я думаю, гораздо проще создать что-то новое под конкретную аудиторию. Поэтому сейчас я занимаюсь разработкой нового блога, который выполнял бы и другие задачи.
3) А какие задачи может решать корпоративный блог?
Что касается корпоративных блогов, тут есть два типа блогов: внешний и внутрикорпоративный. Служат они различным задачам. Если покопаться в Рунете, вообще нормальных внешних корпоративных блогов найдется не так много. Например, мне нравится корпоративный блог компании Google. Он не является складом пресс-релизов, там всегда есть что-то интересное и полезное.
Многие делают корпоративные блоги именно для пресс-релизов, из-за чего такие блоги смотрятся как-то убого. Ведь не понятно, зачем создавать отдельный ресурс для того, что можно делать и на корпоративном сайте.
Задача корпоративного блога не столько выдавать информацию, сколько создавать общение с заинтересованной аудиторией. Пресс релизы никому не интересны, кроме журналистов и конкурентов. Поэтому нужно уметь отделять мух от котлет и понимать назначение каждого отдельного ресурса в интернете. В блогах необходимо комментирование, какая-то неформальная подача информации.
В этом плане мне нравится компании HTC. Я наблюдаю их через twitter, да и вообще по социалкам компания работает очень здорово. Они действительно общаются с посетителями. Если появляются какие-то вопросы – пишешь им в твиттер, а они отвечают. Бывает так, что разработчик что-то напишет под андроид, смотришь а они ретвитнули это, пропарили. Задача блога, поскольку это социальное явление в первую очередь это общение с аудиторией. Тут не нужно делать строгий корпоративный вид с галстуком, здесь наоборот, необходимо общение как на пикнике.
Что касается внутрикорпоративных блогов, то это блоги доступные только внутри компании. Это формат сотрудники для сотрудников. Таких блогов не много, в основном это делается в крупных компаниях. В частности такие блоги часто внедряют иностранные компании, особенно айтишные. Такие блоги чем хороши, что позволяют сотрудникам выплеснуть свою творческую энергию, поскольку многие хотя признания, но не настолько пробивные и креативные, что готовы прийти к начальнику и высказать свои идеи. И многие компании поощряют ведение таких блогов, потому как через эти блоги узнается много нового о себе, и генерируется много интересных идей.
К сожалению, большинство руководителей компаний, когда им говорят что нужно сделать блог, во-первых, не понимают что такое корпоративный блог. Во-вторых, когда им объясняешь и они решаются его сделать, то не уделяет должного внимания его поддержке и получается полная ерунда. Т.е. блог не выполняет своих функций и блогеры начинают тыкать в него, мол, очередная компания решила пропиариться в блогосфере.
4) Помимо общения на корпоративном блоге все-таки должен быть какой-то контент. О чем рекомендуется писать и чем можно заинтересовать посетителей?
Да в принципе должно быть все то же самое, что и на личном блоге. Но опять-таки нужно смотреть – у каждого своя аудитория. Тут нельзя сказать, что пишите отчеты о корпоративах или давайте советы домохозяйкам. У каждого блога своя аудитория и в принципе чего аудитория хочет то и нужно – это нормальное явление. Т.е. в первую очередь нужно изучить свою аудиторию и их потребности.
В блогах можно писать те же самые рекомендации для клиентов, партнеров. В этом плане в последнее время начал исправляться Альфабанк. Раньше они писали более официальную информацию. Сейчас, когда я периодически захожу на их сайт, вижу посты для физических лиц, как работать с депозитами, с электронными деньгами. Т.е. они обучают своих клиентов различным интернет-технологиями интернет-банка. Совсем недавно они запустили так же голосования, например: “чтобы вы хотели видеть в нашем банке?”. Такие вот вещи прекрасно подходят.
Многие компании публикуют отчеты о каких-нибудь корпоративах, праздниках, фотоотчеты, видео отчеты. Удачная идея – истории успехов своих клиентов, многие хотят чтобы о них рассказали в корпоративном блоге компании. Замечательно подходят кейсы для различных тематик, советы для новичков – все это людям интересно.
Так же нужно понимать, что компания компании рознь. Есть b2c компания, есть b2b компания. Поэтому не каждой компании собственно и нужен блог. Используются разные модели работы компании и некоторыми блоги нужны, а некоторым не нужны.
5) Часто корпоративные блоги встречаются с проблемой утечки нежелательной информации и негативными комментариями, хотя бы в силу того, что существуют конкуренты. Как быть, что делать?
Во-первых, утечка информации не всегда это плохо. Очень часто крупные компании тестируют общественное мнение путем псевдо утечки информации через блоги сотрудников. Это маркетинговые стратегии.
Что касается утечки информации вообще, то можно вводить технологии модерации. В небольших компаниях запросто можно объяснить людям о чем писать можно, а о чем нельзя. Как правило, все коммерческие секреты витают у людей приближенных к руководству и здесь никаких особых проблем не возникает. Модерацию и фильтрацию контента организовать на блоге достаточно легко.
Для комментариев можно ввести регистрацию, премодерацию. Если в моем блоге пишут откровенно хамский комментарий – я его удаляю, если критику – пропускаю. Я всегда премодеррирую свои комментарии, во-первых, чтобы не пропускать спам, во-вторых – не пропускать неадекватный негатив и я не скажу, что не справляюсь с потоком комментариев. В среднем на блогах Рунета больше 10 комментариев на пост не бывает и особой проблемы я здесь так же не вижу. Проблема легко решается обычной премодеррацией.
Конечно, комментарии бывают разного типа. Обоснованный негатив пропускать можно и рекомендуется отвечать на него. Необоснованный негатив и провокационные комментарии можно игнорировать. Если люди откровенно занимаются троллингом, я бы такие комментарии вообще не пропускал. Тут сложно рассматривать каждый случай отдельно, в каждой отельной ситуации нужно использовать здравый смысл.
6) Кто может быть блогером в компании?
В больших компаниях блог часто возлагается на плечи пресс-службы или отдел маркетинга. В небольших компаниях запросто можно искать блогеров среди сотрудников. В совсем мелких компаниях часто блог ведет сам директор.
Я знаю, что во многих иностранных компаниях есть специальная должность человека который занимается исключительно блогами или даже отделы, которые как правило, находятся в подчинении отдела маркетинга. На западе на самом деле ко всяким таким социальным вещам уделяется достаточно серьезное внимание.
7) Чем отличается блогер от журналиста?
В целом большой разницы между журналистом и блогером я не вижу. Блогеры это те же самые журналисты, но любители. Так же блогером может быть человек, который использует блог как маркетинговый инструмент, тогда скорее это не журналист, а хитрый маркетолог.
8) Говорим о том, что корпоративные блоги это здорово, но почему тогда их не так много на самом деле в Рунете? Какие здесь могут быть причины?
Мне кажется, влияет инертность мышления. Нужно понимать, что вести блог нужно регулярно. Тут фишка в том, что все хотят результатов, но никто не хочет работать, это касается и малых компаний и крупных.
В крупных компаниях нужно пересмотреть свою кадровую политику, нужно кого-то назначить чтобы этим занимался, кого-то назначить чтобы это контролировал. В малых компаниях, как правило, самому директору нет времени на это, так же нет и бюджета на сотрудников. С другой стороны многим не понятна просто какая будет отдача от этого и ее очень сложно оценить. Например, ты видишь что увеличились продажи, а что этому поспособствовало непонятно.
Так же нужно понимать, что это работа на долгое плечо, а горизонты планирования у многих предпринимателей не такие большие.
Т.е. на мой взгляд основные причины это, во-первых, не понимание, а во-вторых, небольшие горизонты планирования, т.е. многие хотят продаж именно “здесь и сейчас”.
Отлично подмечено, что блогам не оказывается должного внимания! И кому-то это на руку (-;
Покуда есть блоггеры-неумёхи, знающим проще живётся. Жаль только, что много «белого шума»: нужную информацию становится всё труднее найти, зато дубликатов и «помесей» всё прибавляется.
И ведь большинство неумёх ещё и обучаться не хотят — им лишь кнопку «бабло» подавай. А хороший, качественный блог создаётся не в одну секунду — это долгий и кропотливый труд, это завязывание и поддержание отношений со своими читателями, установление доверительных отношений.
Всё это относится и к корпоративным блогам. И… Увы, 80% мелкобизов терпят фиаско, если не корректируют свою политику в сторону увеличения горизонта планирования. Посему блоги у них, ежели вруг появляются, чахнут и угасают, как алая роза в песках Сахары.
Нужно чётко осознавать и чувствовать свою аудиторию, её потребности, составлять стратегию развития блога, планировать длительные периоды, и — общаться со своими клиентами. Profit! ;$
Сейчас мало кто в рунете говорит нормально о корпоративных блогах, спасибо Сергей за адекватное описание, а также что нужно делать, чтобы корпоративный блог развивался успешно!