Стратегия, видение, миссия, цель и дорожная карта? С чего следует начать?
Раньше я смеялся над подобными штуками и считал, что в бизнесе нужно лишь продавать и ничего более, но когда попробовал их внедрить у себя, всё полетело просто космически. Здесь я хочу разобрать как это работает и куда грести, чтобы не огрести (шутка 😁).
Сначала несколько определений:
- Миссия: Чего мы пытаемся достичь?
- Видение: Как будет выглядеть мир, когда мы этого добьёмся?
- Стратегия: Каков наш план достижения этой цели, то есть каков наш план победы?
- Цели: Как мы будем оценивать прогресс?
- Дорожная карта: Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?
- Задача: Какую единицу работы нам нужно сделать?
Миссия
Обычно всё начинается с миссии — зачем вообще существует Ваша команда (или компания)? Чего Вы пытаетесь достичь? Какова Ваша цель?
Некоторые примеры миссий международных компаний:
- Tesla: «Ускорить переход мира к устойчивой энергетике»
- TED: «Распространять идеи»
- Stripe: «Увеличить ВВП интернета»
- IKEA: «Улучшать повседневную жизнь людей»
- Яндекс: «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни»
- Telegram: «Сохранить конфиденциальность и свободу слова во всем мире»
- Google: «Упорядочить мировую информацию и сделать её универсальной, доступной и полезной»
- Всемирный фонд дикой природы: «Сохранение природы и снижение угроз разнообразию жизни на Земле»
- Nike: «Делать все возможное для расширения человеческого потенциала».
- VK: «Соединять людей, сервисы и компании, создавая простые и удобные инструменты коммуникации»
Если говорить про мой проект «Другой Маркетинг», то его миссия: «Помочь экспертам стать иконой отрасли и трансформировать её на новый уровень».
Видение
Далее следует Ваше видение: Как будет выглядеть мир (или Ваш продукт), когда Вы достигнете своей миссии?
Несколько примеров замечательных примеров видения:
- Microsoft: «Компьютер на каждом столе и в каждом доме»
- Ассоциация Альцгеймера: «Мир без болезни Альцгеймера»
- Teach for America: «Однажды у детей в нашей стране будет возможность получить лучшее образование»
- Tesla: «Создать самую привлекательную автомобильную компанию XXI века»
- Lyft: «Мир, в котором города снова станут маленькими. Где транспорт и технологии объединяют людей, а не разъединяют»
- Netflix: «Стать лучшим глобальным сервисом распространения развлечений»
В моём проекте «Другой Маркетинг» видение я определяю так: «ВВП России №1 в мире, благодаря ярким лидерам, меняющим свои отрасли».
Если Вы начинаете со своего видения перед своей миссией, это совершенно нормально. Илон Маск, вероятно, начал с видения мира, который он хотел видеть, а затем развил свою миссию на основе этого. Без проблем. Не переусердствуйте.
Стратегия
Как только у вас есть миссия и видение, на помощь приходит стратегия. Ваша стратегия — это план достижения Вашего видения, Ваш план победы.
Вот несколько высокоуровневых примеров стратегий:
- Tesla: Построить дорогой спортивный автомобиль → Использовать эти доходы для создания доступного автомобиля → Использовать эти доходы для создания ещё более доступного автомобиля → При этом также обеспечить электричество с нулевым уровнем выбросов
- Яндекс Go: Запуск линейку Business → Снизить цену за счёт запуска Комфорт → Снизить цену за счёт запуска Минивэн → Снизить цену за счёт запуска самокатов, велосипедов и т.д.
- Substack: Создать мощные издательские инструменты для писателей → Помочь писателям стать лучшими с помощью дополнительных услуг → Увеличить свою аудиторию за счёт сетевых эффектов
Ещё примеры отличных стратегий из реальной жизни:
- GitLab: Обратите внимание на чёткую миссию, видение и стратегию, состоящую из трех частей.
- Salesforce: Просто, но точно говорит Вам, что нужно сделать.
- Магнит: Обратите внимание, насколько чётко она определяет проблему и включает стратегию из трёх частей (покупатели, сотрудники, инвесторы)
- Tesla: Обратите внимание на стиль повествования, подробное описание проблем и очень простую, амбициозную, но четкую стратегию из четырех шагов в конце.
Дерево решений возможностей Терезы Торрес фреймворк — отличный способ продумать вашу стратегию и донести ее до общественности.
Цели
Далее можете приступить к определению цели. Цели — это просто способ измерения прогресса Вашей стратегии в достижении конечного видения.
Некоторые примеры видения и связанных с ними целей:
- Microsoft: Компьютер на каждом столе и в каждом доме → X% домов с компьютером
- Teach for America: Однажды у детей в нашей стране будет возможность получить лучшее образование → X% детей с образованием
- Ассоциация Альцгеймера: Мир без болезни Альцгеймера → Х% снижения числа случаев болезни Альцгеймера
- Другой Маркетинг: ВВП России №1 в мире, благодаря ярким лидерам, меняющим свои отрасли → +10 новых ярких экспертов в год
Дорожная карта
И, наконец, когда у Вас есть цели, Вы можете составить дорожную карту и расставить приоритеты.
В рамках дорожной карты Вы выделяете отдельные задачи — атомарную единицу работы для членов команды.
Почему цели нужны до того, как Вы выстроите дорожную карту и определите приоритеты задач?
Потому что, расставляя приоритеты среди множества идей, которые есть у Вашей команды, Вы смотрите на ROI — усилия против отдачи. Отдача, по которой Вы расставляете приоритеты, основана на том, как сильно, по Вашим ожиданиям, проект повлияет на Ваши цели.
Это, по сути, Ваш план как команды разработчиков продукта, начиная с миссии на высоте 10 000 километров и заканчивая повседневной работой вашей команды.