Блог – инструмент новой экономики

image

Года 4 назад, когда я только начинал заниматься профессионально блогами (b2b в том числе) я написал свою первую статью в журнал Директор. PDF оригинала статьи, к сожалению, найти не смог, в конце добавил только фото статьи с макросъёмкой 🙂 Читайте.

Не секрет, что маркетинг сегодня является очень мощным двигателем продаж, а кадры основой любого бизнеса. Большинство предприятий сегодня сталкивается с огромной конкуренцией на рынке и эта конкуренция с каждым днём становится всё сильнее. Конкуренты то и дело стараются переманить то лучших клиентов, то самых преданных сотрудников. Поэтому на отделы маркетинга и управления персоналом, сегодня возложена очень большая ответственность. И многие руководители для себя чётко понимают, что старый клиент и опытный работник, дешевле и эффективнее новых двух. Поэтому главное, сегодня не просто что-то продать, сегодня важно завоевать доверие. Доверие как внутри компании, так и на рынке. Ведь с человеком, который доверяет вашей компании, работать всегда намного проще и приятнее, чем с кем-то, кто недавно пришёл с улицы. Новые клиенты ещё не знают специфики работы с вами, а только что принятые на работу кадры ещё неопытны. И очень важно, чтобы компания как можно скорее стала «своей» для них.

Как же всё это сделать?

Одним из способов завоевания доверия к компании является очень популярное явление – интернет-блоги. Это явление уже несколько лет используется многими западными компаниями как эффективный и очень дешёвый маркетинговый инструмент. Давайте рассмотрим, что же это такое и как оно работает?

Что такое блог?

Если выразиться в двух словах, то блог – это интернет-сайт в виде публичного дневника с комментариями. Записи блога открыты для чтения другим людям, а читатели могут эти записи комментировать.

Сегодня блоги стали очень популярным явлением во всём мире, а с недавнего времени многие компании феномен блогов начали использовать с пользой для своего бизнеса.

В отличие от большинства сайтов в интернете – блог личностен. У блога всегда есть один какой-то автор (либо группа авторов, если это коллективный или корпоративный блог) и блог всегда существует в контексте личности этого автора.

Записи в блог обычно идут в хронологическом порядке и напоминают путевые заметки. Именно в этом и кроется секрет успеха блогов. Они социальноориентированы.

Феномен блогов как-раз и состоит в том, что читатели блога и его авторы находятся в особой эмоциональной связи. Тут нет холодного безразличия, которое обычно царит на корпоративных сайтов. Редко к хорошему блогу можно быть равнодушным.

Что перейти от абстрактного описания, то в качестве примеров приведу несколько блогов крупных компаний:

Просто посмотрите на то, как устроены эти блоги и сразу станет понятно, что они из себя представляют.

 

Какие бывают блоги?

С корпоративной точки зрения блоги делятся на внутрикорпоративные и внешнекорпоративные. Чем они отличаются?

Целью внутрикорпоративных блогов является облегчение общения между сотрудниками. В больших компаниях сотрудники редко лично знают коллег из другого отдела или управления. Это вызывает недопонимание и «холодность» отношений. Внутрикорпоративные блоги как раз позволяют «смягчить» эти отношения. В таких блогах описывается вся «корпоративная кухня»: предложения поиграть в боулинг, информация о вечеринках, различные постановления руководства, обсуждения развития компании и так далее. То есть то, что посторонним людям читать не интересно, но является «горячей темой» для компании.

Внешнекорпоративные блоги нацелены как раз на внешнюю среду: клиентов, потенциальных сотрудников, инвесторов, партнёров. Эти блоги позволяют «приоткрыть завесу» над корпоративным таинством и создать доверительные отношения с людьми, зашедшими на блог. Такие блоги обычно нацелены на формирование имиджа компании как «своей» для потенциального клиента или сотрудника. На западе очень часто решение прийти на работу в ту или иную компанию принимается на основании чтения корпоративного блога. Более того, многие западные компании создают отдельно блоги, которые курирует отдел маркетинга и блоги, которые курирует отдел кадров.

Как работает корпоративный блог?

С технической точки зрения, блог представляет собой обычное программное обеспечение, которое интегрируется в сайт предприятия, либо создается отдельным сайтом.

С социальной точки зрения, блог представляет неформальный дневник, позволяющий приоткрыть завесу в корпоративный мир предприятия.

Дело в том, что блог не должен быть идеален. В этом его основная сила, которая может принести вашему бизнесу огромное количество преданных клиентов и сотрудников. Идеальным должен быть сайт предприятия, но только не блог. Тут важно стать «своим» для читателя. Руководитель компании запросто в блоге может опубликовать фотографии с последней корпоративной вечеринки или сотрудники компании могут делиться своими профессиональными секретами. Тут нет строгих правил, и именно этот факт привлекает читателей. Фактически это похоже не реалити-шоу, а у них рейтинги просто запредельные.

Более того, блоги позволяют делиться важной информацией внутри предприятия, которую всегда можно в них же и обсудить.

Меня часто спрашивают: «Как через блог привести клиентов?» или «Как блог помогает мотивировать сотрудников?». После подобного вопроса я сразу же предлагаю обратить внимание ну деталь, которую дал в начале этой статьи, а именно на то, что блог личностен.

Давайте сначала рассмотрим блог, как маркетинговый инструмент, а потом как инструмент для мотивации персонала.

Блог, как маркетинговый инструмент.

Прежде чем переходить к этом этапу, нужно сразу пояснить, что блог не делает прямых продаж. Для этого есть корпоративный сайт компании, которого я не касаюсь в этой статье. Сайт делает «холодные» продажи, похожие на то, как если бы на улице к вам подошёл незнакомый человек и предложил что-то купить. Конечно, если вам нужно то, что предлагает этот человек, то вы, скорее всего, купите. А если нет, то вы просто уйдёте. С сайтом такая же история. Но подумайте, а вдруг вам это что-то понадобится через год? Вы вспомните тот сайт, на который год назад случайно зашли? Сомневаюсь. Сайтов, подобных вашему сотни. Вот тут главную роль и берёт на себя блог. С блогом ситуация намного интереснее. Давайте покажу на конкретном примере.

Предположим, ваша компания занимается тем, что продаёт сантехническое оборудование. Помимо вашей компании на рынке существует ещё несколько десятков конкурентов, которые тоже занимаются сантехникой. Вашей задачей является получить конкурентное преимущество на рынке. Предположим у вас есть сайт, который не хуже чем у конкурентов, цены тоже примерно одинаковые и со стороны вы мало чем друг от друга отличаетесь. Как же стать заметней для заказчика? Как побудить купить его именно у вашей компании?

Конечно, с точки зрения интернет-маркетинга, вы, скорее всего, вложите деньги в раскрутку сайта, возможно, проведёте какие-то акции со скидками, вероятно организуете рекламную кампанию для своего сайта, но для малого и среднего бизнеса эти вещи, при постоянной финансовой поддержке, достаточно затратны. Что же делать? Вот тут как-раз и поможет блог.

Поскольку блог личностен (не забывайте про это), то читатель туда приходит не за тем, чтобы что-то прямо сейчас купить, а просто потому, что вы (или ваш образ) ему интересны как личность. Скорее всего, он где-то интересуется вашей отраслью, но пока не «созрел» для заказа. Ведь есть люди, которые принимают сразу же решение о покупке, а есть такие, которым нужно получить как можно больше информации и почувствовать себя частью этой отрасли. Такого человека ваш корпоративный блог как раз и «питает» этой информацией, а он как губка её впитывает. И угадайте с кем, потом у этого читателя будет ассоциироваться ваша отрасль? Когда он будет слышать или вспоминать понятия «сантехника», «смеситель», «душевая кабина» и подобные, то он сразу же будет переключаться именно на вашу компанию. Этот якорь чётко зафиксируется в мозгу клиента и даже через 10 лет он будет вспоминать именно вашу компанию, когда ему понадобится сантехническое оборудование.

Вообще работа с блогом похожа на процесс соблазнения. Сначала вы показываете богатый и интересный внутренний мир своей компании, становитесь симпатичны читателю, читатель начинает где-то уже ассоциировать себя с вашей компанией. Всё это создаёт доверие.

Само собой, это доверие должно потом оправдываться, иначе разгневанный потенциальный клиент в лучшем случае просто отвернётся от вас.

При ведении блога, ориентированного на маркетинг, очень важно придерживаться изначально выбранной линии ведения блога. То есть если в блоге вы описываете корпоративную культуру компании в целом, то не нужно потом переходить на личности и наоборот, если в блоге культивируются личности компании, то на этом и нужно делать акцент.

Блог, как инструмент мотивации персонала.

Западные компании всё чаще создают блоги, которые курируют менеджеры по подбору и работе с персоналом. Обычно на таких блогах рассказывается о жизни сотрудников компании, проводятся конкурсы, объявляются лучшие сотрудники месяца и публикуются небольшие интервью с работниками. Очень часто в таких блогах можно увидеть необычные моменты из жизни руководства. Дело в том, что сотрудники очень любят ругать руководство, которое якобы ничего не делает, а только и занимается тем, что не повышает зарплаты и заставляет работать. При этом мало кто из работающих в нижних и средних звеньях предприятия понимает, какой трудной и ответственной работой занимается топ менеджнент. Через корпоративный блог можно приоткрыть эту завесу. Топ менеджмент может рассказать, в рамках допустимости, о том, какие проблемы стоят перед предприятием, как прошли переговоры, какие цели необходимо достигнуть. Эти вещи сильно сгладят недопонимания между сотрудниками и начальством.

Руководители и ведущие работники могут через блоги делиться полезным и интересным опытом для новых и неопытных сотрудников. Это сильно помогает избегать тех «граблей», на которые могут нарваться многие молодые специалисты.

Сотрудники предприятия также могут делиться «снизу» теми проблемами, которые их беспокоят, и делиться своими интересными идеями решения тех или иных проблем. Это позволит менеджерам по персоналу находить и поощрять талантливых и сообразительных сотрудников, а руководству более объективно понимать ту картину, которая сегодня существует на предприятии.

Реальная история о том, как компания завоевала уважение интернет-пользователей.

Однажды, в одной российской компании, на заметку одного из сотрудников налетел шквал неадекватных реакций. В комментариях к заметке писали всякую бессмыслецу, в том числе различные нецензурные комментарии. Компания всем офисом читала это и чуть не впала в панику. Однако было принято решение не удалять всё это, а «чистить» только бессмысленные и нецензурные выражения.

После того, как волна неадеквата стихла, то компания просто вывесила у себя на блоге правила пользования их корпоративным блогом, которые обязывалась выполнять сама. Как выяснилось позднее, эта акция была скомпрометирована конкурентами этой фирмы. Однако, когда правда «всплыла», то уважение к этой компании заметно усилилось. Читатели прониклись доверием к компании, которая не поддалась на дешёвые провокации со стороны конкурентов.

Выводы

Блог сегодня является очень перспективным и очень эффективным средством в маркетинге и процессах управления персоналом. Как показывает зарубежная и отечественная практика, потенциал у блогов, как социальных и маркетинговых инструментов, очень высок при относительно небольших затратах на его создание и поддержку. Все эти преимущества перед многими другими аналогичными средствами, позволяют его достаточно быстро и просто внедрить практически на любом предприятии и получать эффективную отдачу.

P.S.Все ссылки в статье даны исключительно в ознакомительных целях и не являются рекламными. Редакция может изменить их на любые другие. Пример из жизни взят с блога компании Stardogs. Картинка взята с блога издательства Манн-Иванов-Фербер.

image image
Для увеличения нажмите картинку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 комментария

  1. Есть одна отрасль где блог будет мешать, и вообще опасен для бизнеса — торговля наркотиками)

  2. Очень интересная статья! Сейчас множество фирм, открывает свои корпоративные блоги в интернете, и это очень хорошо, как и для клиентов, так и для сотрудников.

  3. Я раньше вообще не понимал, как с помощью блога (дневника) можно, чего то добиться. А теперь понимаю, как же я заблуждался. Недавно начал вести свой новый блог, уже с доменом второго уровня и на платном хостинге. И мне все больше и больше нравится этот инструмент продвижения своего личного бренда и бизнеса! Хотя, конечно это не очень легкое занятие и приходится каждый день познавать, что то новое, для лучшего продвижения. И спасибо вам огромное Сергей, за то, что открыли мои глаза!